Полис для наживы

В Петербурге стали чаще мошенничать с автомобильными страховками. Эксперты фиксируют новые схемы обмана и ратуют за ужесточение наказания для нарушителей закона.

Страховщики России за 9 месяцев 2019 года направили в правоохранительные органы более 9,5 тыс. заявлений о подозрении в страховом мошенничестве. В свою очередь, в полиции приступили к подготовке 20% дел, возбужденных по ним, к судебному разбирательству, подсчитали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).

По оценке экспертов, сильнее других мошенничеству подвержена сфера автомобильного страхования. Самый уязвимый в нем сегмент - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). По данным ВСС, на этот сегмент приходится 88% криминальных случаев (2 года назад - 90%). При этом доля каско за тот же период выросла с 5 до 8%.

По мнению экспертов, в целом до 70% фактов мошенничества составляют так называемые бытовые случаи, когда автовладельцы завышают реальный ущерб на 30-50 тыс. рублей, чтобы получить выгоду из реального страхового случая. Однако итоговая сумма получается внушительной. Участники рынка оценили убытки от мошенничества за 9 месяцев 2019 года в 6 млрд рублей.

Пограничный Петербург

По итогам первого полугодия 2019 года Санкт-Петербург вошел в топ-35 регионов России с наиболее крупными суммами ущерба от мошенников в сфере страхования, который составляет Российский союз автостраховщиков (РСА). В этом рейтинге Петербургпереместился из "зеленой" зоны в "желтую" (по состоянию на 30 июня 2019 года по сравнению с предыдущим, составленным 1 апреля 2019-го). Ситуацию в "желтых" регионах эксперты оценивают как пограничную, которая в любой момент может перейти в критическую.

По данным ЦБ РФ, за 9 месяцев 2019 года объем страховых выплат по ОСАГО в Петербурге составил 5,23 млрд рублей, премий - 8,73 млрд. Таким образом, их соотношение составляет 59%.

Это означает, что ОСАГО как вид страхования достаточно прибылен.

При этом РСА фиксирует в Петербурге отношение судебных расходов к сумме основного требования в 148% (при среднем по России в 94%), а уровень выплат с учетом расходов на ведение дел - 71%. Это свидетельствует в том числе об активности недобросовестных посредников.

Одна из самых популярных мошеннических схем - "неслучайные" ДТП с участием ранее поврежденных автомобилей и восстановленных буквально из "папье-маше".

"В каско это, как правило, "неслучайные" хищения, когда страхование осуществляется уже с прицелом на последующую перепродажу автомобиля в страны ближнего зарубежья.

В таких случаях автомобили продаются за пределы России, а аналогичные ездят по городу с их номерами, попадая на записи с камер видеофиксации с последующим заявлением об угоне", - рассказывает руководитель управления урегулирования розничных убытков по СЗРЦ АО "АльфаСтрахование" Заур Карданов.

По его оценке, проблема мошенничества на Северо- Западе стоит достаточно остро, однако большинство заявлений с мошенническими схемами заканчиваются реальными приговорами (ст. 159 УК РФ).

По данным директора департамента безопасности САО ЭРГО Евгения Латаша, в Петербурге высокий процент автоугонов по сравнению с другими регионами, в том числе с Москвой. "Мы это видим исходя из данных компании. Абсолютные цифры раскрыть не могу, но показатели Петербурга по угонам примерно в 2-3 раза выше, чем в Москве и в среднем по России. Мы достаточно активно взаимодействуем с другими страховыми компаниями для расследования подобных случаев, и коллеги по рынку также подтверждают эту тенденцию", - отмечает эксперт. По данным его компании, количество угонов в Петербурге сохраняется примерно на одном уровне: в пределах полутора сотен машин в год.

На Северо-Западе пользуется популярностью страховка "Зеленая карта", она необходима для поездок в большинство зарубежных стран. И в Петербурге фиксируют наибольшее число продаж фальшивых полисов этого вида. "Недобросовестные агенты реализуют полисы на бланках, которые ранее были утрачены. Соответственно, эти документы недействительны и не обеспечивают страховую защиту", - говорит Евгений Латаш.

По такому полису, разумеется, не выплачивается страховое покрытие, а если при пересечении границы выяснится, что это фальшивка, владельцу грозит серьезный штраф (500 евро и выше в зависимости от страны).

Новые тенденции

В 2019 году самой большой суммой, на которую претендовали мошенники, стало 18 млн рублей. Это была попытка договорного угона Mercedes, рассказывает директор филиала компании "Ингосстрах" в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых.

По его словам, "самоугоны", по статистике, входят в число самых распространенных схем, так же как инсценировки ДТП и умышленное повреждение своего автомобиля с целью получить выплату по каско. Нередко мошенники подменяют в онлайн-полисах ОСАГО данные о водителе и автомобиле на фальшивые, чтобы снизить стоимость полиса.

По данным Храбрых, в 2019 году росло число незаконных попыток получить выплату по каско. Появилась также тенденция использовать в мошеннических схемах каршеринговые автомобили в качестве "виновников" ДТП. По оценке эксперта, из общего числа убыточных для компании полисов признаки мошенничества имеют 8-10%. В свою очередь, правоохранители по заявлениям страховщиков возбуждают уголовные дела не более чем в 12% случаев.

Полиция и суды стали уделять больше внимания этой теме и стараются разобраться в ее тонкостях, однако ситуация пока еще далека от идеальной, говорят участники рынка. Привлечь к уголовной ответственности (ст. 159.5 УК РФ) возможно в отношении организованных преступных групп в рамках оперативно-разыскной деятельности, но это очень сложно, рассуждает Храбрых. По его мнению, ужесточение наказания за "покататься" и "погреться в чужой машине" решило бы проблему угонов раз и навсегда. "Сейчас же, если злоумышленника ловят с поличным в угнанной машине и не находят инструментов взлома, он отделается условным сроком или предупреждением", - аргументирует эксперт.

В Институте региональных проблем добавляют, что выявили ряд закономерностей, которые могут предвещать всплеск страхового мошенничества в регионе. "Например, это сокращение уровня доходов жителей, рост их закредитованности. Таким образом, изменение социально-экономических факторов может повлиять на уровень страхового мошенничества", - отмечает директор института Дмитрий Журавлев.